Методика Шатковского - Развитие музыкального слуха. Принцип дифференцированного подхода
 

Обучение музыке

Г.И. ШатковскийШатковский Григорий Иванович – известный педагог-новатор, разработал уникальную методику обучения музыке и раскрытия творческого потенциала личности, базирующуюся на нравственных принципах общей и музыкальной педагогики.

  Г.И.Шатковский и его последователи работают над созданием проекта «Центра творческого развития личности», в основе которого – развитие творческих способностей детей с помощью музыки, лечебной пластики, театра, литературы, живописи, музыкальной терапии в комплексном сочетании.

Всех, кто поддерживает идею автора,
кто заинтересован в создании
«Центра творческого развития личности»

просим присылать отклики и предложения по адресу:

111674, Россия, г.Москва, ул.Святоозерская, д.16, кв.41;

или по электронной почте:
gregoryshatkovsky@gmail.com

контактные телефоны:

+7 (903) 194-18-74
+7 (499) 721-70-35

МУЗЫКА ДЕТЯМ:
9-й ПРИНЦИП МЕТОДИКИ ШАТКОВСКОГО

 

9. Принцип доступности

Простота и доступность – еще один методический принцип , который, безусловно, является признаком профессионализма в деятельности педагога. Любые, самые сложные категории, термины, законы, правила и т. д. педагог должен объяснять так, чтобы его понимали все – даже самые слабые ученики.

Известно, что многие начинающие поэты, композиторы, ученые отличаются сложностью языка. Их можно понять: пока еще нет истинного мастерства, они боятся быть простыми , потому что в этом случае обнаруживаются все их слабости. Нередко сложность прикрывает наготу бездарности, но гораздо чаще служит ширмой, за которую прячутся начинающие.

 

Устная форма

Педагогу же совершенно недопустимо быть сложным – это признак профессиональной непригодности, язык учителя должен быть предельно простым и доступным.

Первые два года обучения теоретический материал дается только в устной форме. Ученик должен усвоить основную идею, смысл и содержание излагаемого материала и уметь рассказать своим языком, своими словами то, что он усвоил. Ни в коем случае не следует записывать длинные и наукообразно мудреные правила под диктовку преподавателя вроде следующего: «Лад в музыкально-теоретическом смысле – системность высотных связей, объединенных центральным звуком (или созвучием), а также воплощающая ее конкретная звуковая система (чаще в виде звукоря­да)» 3*.

Допустим, что ребенок за пол-урока написал-таки сие чудовищное «варево». Что дальше? Только зубрежка! Но ведь так и вырабатывается привычка к попугайству, иссушается живость ума, пылкость души.

Писать, разумеется, надо – диктанты, различные обработки, задачи, мелодии и пьесы собственного сочинения. Словом, писать надо музыку, ноты, а не изложение по русскому языку и литературе и не трактат по вопросам философии и эстетики.

Что дает работа в устной форме? Во-первых, многократно ускоряется процесс освоения изучаемого материала. Во-вторых, появляется возможность каждый раз варьировать форму изложения материала, что способствует более интенсивному развитию речи и мышления детей.

Последнее особенно важно: как много людей, которые, дожив до старости, так и не научились мыслить ! Потому что ни в семье, ни в школе не было человека, который мог бы этому научить. Святой долг педагога – сформировать у воспитуемых способность мыслить, чтобы они умели рассуждать логически грамотно и аргументировано, чтобы они могли свободно анализировать и синтезировать.

 

*3 Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. с. 291

 

 

9 принципов системы развития музыкального слуха:

Принцип Синтеза Принцип синтеза Методика развития музыкального слуха - 1
Принцип Триединства Принцип триединства Методика развития музыкального слуха - 2
Принцип соотношения цели и средств Принцип соотношения цели и средств Методика развития музыкального слуха - 3
Принцип сотрудничества Принцип сотрудничества Методика развития музыкального слуха - 4
Принцип контакта Принцип контакта Методика развития музыкального слуха - 5
Принцип повторения Принцип повторения Методика развития музыкального слуха - 6
Принцип количества Принцип количества Методика развития музыкального слуха - 7
Принцип дифференцированного подхода Принцип дифференцированного подхода Методика развития музыкального слуха - 8
Принцип доступности Принцип доступности Методика развития музыкального слуха - 9

 

Ученики Шатковского