Обучение музыке по методике Шатковского

Шатковский Григорий Иванович – известный педагог-новатор, разработал уникальную методику обучения музыке и раскрытия творческого потенциала личности, базирующуюся на нравственных принципах общей и музыкальной педагогики.

  Г.И.Шатковский и его последователи работают над созданием проекта «Центра творческого развития личности», в основе которого – развитие творческих способностей детей с помощью музыки, лечебной пластики, театра, литературы, живописи, музыкальной терапии в комплексном сочетании.

Всех, кто поддерживает идею автора, кто заинтересован в создании «Центра творческого развития личности»
просим присылать отклики и предложения по адресу:

111674, Россия, г.Москва, ул.Святоозерская, д.16, кв.41;

или по электронной почте:
gregoryshatkovsky@gmail.com

контактные телефоны:

+7 (903) 194-18-74
+7 (499) 721-70-35

УРОКИ МУЗЫКИ: 9 ПРИНЦИПОВ МЕТОДИКИ ШАТКОВСКОГО

 

6. Принцип повторения

 

Повторение и варьирование.

Повторение – один из важнейших методических принципов. Без повторения процесс обучения ни в какой области не может быть успешным. Недаром с давних пор уже заметили: «Повторение – мать учения». Повторяется буквально все: то, что было на данном уроке, на прошлом, на позапрошлом и т. д.; то, что было в этом году, в прошлом, в позапрошлом и т. д.

Следует, однако, предостеречь. Повторение не должно быть монотонно-механическим, иначе будет явный крен в сторону бессмысленной зубрежки. Во всяком повторении должен быть какой-то элемент новизны, тогда это будет интересно и ученикам, и педагогу. Таким образом, все пройденные темы, повторяясь из урока в урок, из года в год, «обрастают» разными дополнениями, поправками, одним словом – варьируются. Все, что говорит педагог, все, что он делает, должно быть информативным и содержательным: нечто новое содержится не только в объяснении нового, но также и в повторении старого.

В музыкальной педагогике принцип повторения, к великому сожалению, нередко тоже нарушается. Типичная картина: полгода старательно учат программу по специальности (как, впрочем, и по любому другому предмету): затем ее играют на экзамене и ...навсегда забывают. В следующем полугодии все повторяется: полгода «мусолят» новую программу и после того, как на экзамене сыграют, старательно ее забывают. И так – всю жизнь: запоминают – забывают, запоминают – забывают.

В итоге происходит страшный обман. Позади музыкально образованного человека – сплошные «пустыри». А ведь должны бы быть – за столько-то лет обучения! – целые музыкальные «кварталы», «улицы», «города».

 

Экзамен или жизнь.

Нарушение принципа повторения объясняется, кроме всего прочего, и тем, что преследуются ложные цели: «Главное – хорошо подготовиться к экзаменам».

Очевидно, надо заниматься подготовкой к жизни, а не к экзаменам; ибо если все силы ученика тратить на экзамены, то это будет так же абсурдно, как если бы весь пар пустить на гудок.

Следует отменить всевозможные экзамены, кроме одного – выпускного: зачем травмировать душу ребенка, регулярно погружая его в стрессовую ситуацию? Лучше устраивать время от времени концерты, и каждый такой концерт должен превратиться в настоящий праздник – для детей и для родителей.

Было бы лучше отменить также и оценки, так как последние приучают учеников работать за что-то; дети должны работать потому, что это интересно, что это удовлетворяет их потребности в знаниях.

 

Секреты педагогики.

Надо ли, чтобы учащиеся знали секреты педагогической «кухни»? Думаю, что надо.

Во-первых, всех детей без исключения следует готовить к педагогической деятельности, ибо все они в жизни так или иначе будут выступать в роли педагога, что совершенно неизбежно: все они – будущие родители, а значит, будущие воспитатели. Поэтому пусть постигают азы педагогики как можно раньше.

Во-вторых, ученики, занимающиеся по тому или иному принципу методики, но не знающие его и не понимающие его смысла, никогда не будут работать в полную силу, следовательно, никогда не достигнут тех результатов, на которые они способны от природы. Надо объяснять им суть если и не всех, то хотя бы некоторых принципов, как обшей, так и музыкальной педагогики.

В данном случае для этого можно привести, скажем, такой пример.

– Представьте себе, что мы с вами собираем яблоки. Но как мы это делаем? Вот сорвали правой рукой одно яблоко и положили его в корзину, затем левой взяли его и выбросили. Далее, таким же образом положили и выбросили второе, третье, пятое, десятое, сотое яблоко. Скажите, когда-нибудь наполнится корзина?

– Нет, никогда!

– Точно так же устроена и наша память. Она никогда не «наполнится», если действовать по принципу: запомнил – забыл, запомнил – забыл.

Итак, все важное и нужное в жизни необходимо периодически повторять.

 

 

 

9 принципов системы развития музыкального слуха:

Принцип Синтеза Принцип синтеза Методика развития музыкального слуха - 1
Принцип Триединства принцип триединства Методика развития музыкального слуха - 2
Принцип соотношения цели и средств Принцип соотношения цели и средств Методика развития музыкального слуха - 3
Принцип сотрудничества Принцип сотрудничества Методика развития музыкального слуха - 4
Принцип контакта Принцип контакта Методика развития музыкального слуха - 5
Принцип повторения Принцип повторения Методика развития музыкального слуха - 6
Принцип количества Принцип количества Методика развития музыкального слуха - 7
Принцип дифференцированного подхода Принцип дифференцированного подхода Методика развития музыкального слуха - 8
Принцип доступности Принцип доступности Методика развития музыкального слуха - 9