Музыка: воспитание или гены?

Шатковский Григорий Иванович – известный педагог-новатор, разработал уникальную методику обучения музыке и раскрытия творческого потенциала личности, базирующуюся на нравственных принципах общей и музыкальной педагогики.

  Г.И.Шатковский и его последователи работают над созданием проекта «Центра творческого развития личности», в основе которого – развитие творческих способностей детей с помощью музыки, лечебной пластики, театра, литературы, живописи, музыкальной терапии в комплексном сочетании.

Всех, кто поддерживает идею автора,
кто заинтересован в создании
«Центра творческого развития личности»

просим присылать отклики и предложения по адресу:

111674, Россия, г.Москва, ул.Святоозерская, д.16, кв.41;

или по электронной почте:
gregoryshatkovsky@gmail.com

контактные телефоны:

+7 (903) 194-18-74
+7 (499) 721-70-35

Г.И. Шатковский

Все дети могут говорить на музыкальном языке, так же свободно, как на своем родном языке: заниматься гармонизацией, композицией, импровизацией.

Более того, нет такого ребенка, который бы не любил таких уроков сольфеджио.


 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

 

4. Принцип сотрудничества

 

Дети хотят быть хорошими!

С первых же шагов обучения между педагогом и учениками устанавливаются самые искренние и добрые отношения. Педагог и ученики – единомышленники, сотрудники: они совместно трудятся во имя поставленной цели стать Человеком.

При первой же встрече спрашиваю детей: «Поднимите руки, кто хочет быть плохим?» – Никто, конечно, не хочет. Спрашиваю дальше: «Кто хочет быть хорошим» – Разумеется, все хотят!

Что значит – «хороший человек» – Отвечают по-разному: «красивый», «вежливый», «храбрый». ..смелый», «послушный'«, «честный» и т. д.

Общими усилиями приходим к выводу: «Хороший – это зна­чит, что человек умный, добрый, сильный».


Диалог продолжается:

– Поднимите, пожалуйста, руки, кто хочет быть глупым. – Ни одна рука не поднимается.

– А кто хочет быть умным? – Все руки молниеносно взлетают вверх.

 

Таким же образом выясняется, что никто не хочет быть злым и слабым, но все хотят быть добрыми и сильными.

Итак, все, все без исключения хотят быть умными, добрыми, сильными. Какой парадокс! Дети хотят быть хорошими (это у них – самое большое желание), родители тоже хотят, чтобы дети стали хорошими (найдись такой, кто бы сказал: «Хочу, чтобы мой сын был идиотом!»). И мы педагоги, тоже ведь хотим, чтобы ученики наши стали прекрасными людьми. А что получается? Сплошь и рядом дети наши, повзрослев, пополняют армию конформистов, посредственностей или, еще того хуже, – клан преступников.

 

Воспитание или гены?

Почему же так происходит? Да потому (надо прямо и честно признаться), что мы, родители и педагоги, часто не можем и не умеем воспитывать. Обычные в подобных случаях ссылки на гены не убеждают: в мозгах людей нет, например, никаких специальных генов китайского (или любого другого) языка. Если китайского младенца воспитать среди немцев, он будет говорить на чистейшем немецком языке. И наоборот, если немецких детей воспитывать в таких же условиях, что и китайских, они будут говорить по-китайски. Не существует в природе никаких генов китайского или немецкого языка, но есть такие гены, благодаря которым каждый человек может говорить на любом языке.

Нет также и специальных музыкальных генов , которые бы передавались по наследству. Об этом говорит вся история музыки. Дети И. С. Баха были музыкантами, тем не менее, никто из них не смог подняться на ту высоту, на которой находился их отец. Одного из сыновей В. А. Моцарта в честь родителя так и назвали: Вольфганг Амадей. Однако в музыкальном отношении он ни на йоту не был похож на своего гениального отца. И сын, и внук Д. Д. Шостаковича – профессиональные музыканты, но никто не осмелится поставить их рядом с великим композитором.

 

Каково воспитание - таков и человек.

Музыкальные способности (как, впрочем, и другие) появляются впервые только при жизни ребенка, только благодаря и в про­цессе определенной музыкальной деятельности. От рождения есть только задатки, которые носят универсальный характер и потому дают возможность каждому ребенку заниматься любым видом деятельности и. следовательно, выработать самые разные способности – как позитивные, так и негативные. Поэтому из одних и тех же детей можно воспитать как прекрасных, так и безобразных людей. Из одного и того же ребенка вполне реально может получиться и коммунист и фашист, и верующий и неверующий, и альтруист и эгоист, и филантроп и мизантроп и т. д. В этом смысле можно сказать: каково воспитание – таков и человек.

Но в то же время было бы нелепо игнорировать природу. Нельзя думать, что все зависит только от воспитания – иначе из любой обезьяны можно было бы сделать человека, а мы знаем: пока это не удавалось еще никому. Ясно, что многое зависит от природных задатков. Но ведь задатки есть у всех нормальных людей – хотя и в разной степени, и все-таки в такой мере, что каждый мог бы стать действительно талантливым. К сожалению, большая часть того неисчерпаемого богатства, которое дала приро­да, угасает. Реализуется лишь малая толика, мизерная часть природных данных , так что остаются только крохи после пышной трапезы.

Самая печальная истина в педагогике, быть может, состоит в том, что наши дети могли бы стать в сотни раз умнее и талантливее , если бы мы умели их адекватно воспитывать.

Нарушение принципа сотрудничества начинается с чрезмерной строгости. Многие почему-то полагают, что чем строже, тем лучше. На самом деле, все наоборот: чем строже, тем хуже. Начало всех начал в педагогике искренне доброе отношение к детям.

Ни в коем случае не следует подходить к ученикам свысока, говорить с ними менторским тоном, надоедливо поучать их по любому поводу – это отталкивает и отчуждает.

Не следует также все время давать готовые ответы, готовые определения, формулировки. Это способствует выработке интел­лектуального иждивенчества, умственной лени: дети ждут , что скажет педагог , затем бездумно-механически повторяют услышанное. Отсюда и открывается дорога к конформизму.

Гораздо полезнее сделать так, чтобы ученики сами искали (с помощью педагога ), думали, ошибались, сомневались , но в конце концов сами находили путь к истине – то есть делали открытие. Все это поможет им выработать способность действовать самостоятельно, что так важно в жизни каждого человека.

 

 

 

9 принципов системы развития музыкального слуха:

Принцип Синтеза Принцип синтеза Методика развития музыкального слуха - 1
Принцип Триединства Принцип триединства Методика развития музыкального слуха - 2
Принцип соотношения цели и средств Принцип соотношения цели и средств Методика развития музыкального слуха - 3
Принцип сотрудничества Принцип сотрудничества Методика развития музыкального слуха - 4
Принцип контакта Принцип контакта Методика развития музыкального слуха - 5
Принцип повторения Принцип повторения Методика развития музыкального слуха - 6
Принцип количества Принцип количества Методика развития музыкального слуха - 7
Принцип дифференцированного подхода Принцип дифференцированного подхода Методика развития музыкального слуха - 8
Принцип доступности Принцип доступности Методика развития музыкального слуха - 9