Уроки
сольфеджио

Обучение музыке

Шатковский Григорий Иванович – известный педагог-новатор, разработал уникальную методику обучения музыке и раскрытия творческого потенциала личности, базирующуюся на нравственных принципах общей и музыкальной педагогики.

  Г.И.Шатковский и его последователи работают над созданием проекта «Центра творческого развития личности», в основе которого – развитие творческих способностей детей с помощью музыки, лечебной пластики, театра, литературы, живописи, музыкальной терапии в комплексном сочетании.

Всех, кто поддерживает идею автора,
кто заинтересован в создании
«Центра творческого развития личности»

просим присылать отклики и предложения по адресу:

111674, Россия, г.Москва, ул.Святоозерская, д.16, кв.41;

или по электронной почте:
gregoryshatkovsky@gmail.com

контактные телефоны:

+7 (903) 194-18-74
+7 (499) 721-70-35

Г.И. Шатковский

Все дети могут говорить на музыкальном языке, так же свободно, как на своем родном языке: заниматься гармонизацией, композицией, импровизацией.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

 

1. Принцип синтеза

 

Воспитание музыканта.

Полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься музыкой комплексно (по принципу синтеза): одновременно и теорией, и исполнительством, и композицией. Эти три вида музыкальной деятельности в добрые старые времена были связаны между собой, так что раньше каждый музыкант был «един в трех лицах»: и теоретик, и композитор, и исполнитель. Поэтому любой рядовой церковный органист, не говоря уже о великих – таких, как И. С. Бах, – мог с ходу сымпровизировать музыку любого характера, на любую заданную тему.

Однако, начиная с середины прошлого века, произошло разделение труда: одни стали главным образом только сочинять , другие – исполнять , третьи – анализировать.

Такое положение вещей пагубно отразилось на воспитании музыкантов.

 

Гармония.

Не случайно наши современники, имеющие музыкальное образование, то есть закончившие школы, училища и даже консерватории, нередко не могут не только импровизировать, но даже гармонизовать за инструментом подчас простейшие мелодии. Вы спросите: «Как же так? Люди изучили полный курс гармонии и не могут гармонизовать простейшие мелодии?» Представьте себе, не могут. То, что они изучали, то, что они решали сложнейшие задачи по гармонии, – это ведь, выражаясь метафорически, «бумажная» гармония, почти полностью оторванная от практики . Поэтому они не могут гармонизовать за инструментом хотя бы и «Во поле береза стояла».

 

Полифония.

То же самое и в полифонии. Если попросить их построить за инструментом, скажем, двухголосный (а тем более многоголосный ) канон на основе той же темы «Во поле береза стояла» с любым расстоянием и с любым интервалом вступления, то результат будет тот же: большинство не справится с заданием. ( Полифония -то была «бумажная».)

 

«Говорить» на музыкальном языке.

Разумеется, дело тут не в том, что кому-то не хватает ума или таланта. Дело в том, что современных музыкантов учат в основном воспроизведению готового нотного текста. В то время как языка-то у них еще нет. Ведь они в устной форме, образно говоря, не могут связать даже двух нот: не умеют ни строить, ни тем более развивать музыкальный материал. Словом, они не умеют самого главного – «говорить» на языке музыкальном.

Это то же самое, как если бы вплоть до десятого класса изучать иностранный язык и, тем не менее, будучи не в состоянии изъясняться устно в самых элементарных формах (так учили!), пытаться читать, писать да еще копаться в грамматических премудростях. Парадоксальная картина: говорить не умеют, но читают и пишут, даже анализируют!

Здесь нарушается закон естественной последовательности в процессе психического развития. Все нормальные дети сначала учатся говорить, затем читать, а уже потом писать. Не бывает же так, чтобы как только появился ребенок на белый свет, сразу же его за уши и к тексту: «Читай!»

 

Занятия в музыкальных школах.

А между тем именно так и происходит в музыкальных школах. Малыша чуть ли не с порога подводят к нотному тексту: «Читай!» С первого же класса детей сажают за парты и под диктовку преподавателя: «Пиши!» И кто скажет, кто подсчитает, сколько же было из-за этого зря потраченных сил и времени, сколько унижений, сколько невыносимых мук, выпавших на долю ни в чем не повинных детей, которым навсегда отбили охоту заниматься музыкой?

 

Чему нужно учить детей.

Итак, на вопрос: «Чему учить?» ответим: «Учить надо, прежде всего музыкальному языку, умению свободно «говорить», а затем уже – воспроизведению нотного текста».

Для этого на первых порах обучение нужно строить исключительно в устной форме. Вначале обязательно должен быть донотный период , который, в свою очередь, состоит из двух этапов: до-инструментального и инструментального.

 

Доинструментальный период.

Независимо от специальности все упражнения и мелодии поются и играются на фортепиано , хотя бы одним 3-м пальцем. (В этом смысле термин «доинструментальный», конечно, условный. Задача на данном этапе заключается, во-первых, в том, чтобы подготовить ум, душу и руки ребенка к практической музыкальной деятельности: без такой подготовки занятия будут малоэффективными ; во-вторых, в том, чтобы научиться строить и развивать музыкальный материал.

 

Инструментальный период.

Задача на втором, инструментальном этапе состоит в том, чтобы перенести на специальный инструмент все то, что накоплено ребенком на первом этапе.

 

Как учить детей музыке?

А на вопрос: «Как учить?» ответим: «Учить надо синтетически – комплексно». Для воспитания настоящего музыканта совершенно необходим синтез.

Во-первых, синтез разных видов искусства и наук. Занимаясь только музыкой, мы наверняка проиграем во всех отношениях в том числе и профессиональном: человек, интеллектуально слабый , духовно бедный и ограниченный , не может быть и музыкантом хорошим.

Во-вторых, как уже было сказано, синтез разных видов музыкальной деятельности: композиторской, исполнительской, теоретической. Разделение труда, вообще узкая специализация в начальных классах – вещь, страшно вредная для ребенка: происходит деформация его психики . Воспитание и образование детей должны быть в основе своей универсальными – как по содержанию, так и по форме.

Наконец, в-третьих, синтез трех компонентов внутри каждого вида музыкальной деятельности: музыкальная теория, музыкальный слух, музыкальная практика всегда и во всем связаны между собой: так образуется органический сплав, без которого воспитание-музыканта не может быть полноценным. Отсюда вытекает следующий методический принцип.


9 принципов системы развития музыкального слуха:

Принцип Синтеза Принцип синтеза Методика развития музыкального слуха - 1
Принцип Триединства Принцип триединства Методика развития музыкального слуха - 2
Принцип соотношения цели и средств Принцип соотношения цели и средств Методика развития музыкального слуха - 3
Принцип сотрудничества Принцип сотрудничества Методика развития музыкального слуха - 4
Принцип контакта Принцип контакта Методика развития музыкального слуха - 5
Принцип повторения Принцип повторения Методика развития музыкального слуха - 6
Принцип количества Принцип количества Методика развития музыкального слуха - 7
Принцип дифференцированного подхода Принцип дифференцированного подхода Методика развития музыкального слуха - 8
Принцип доступности Принцип доступности Методика развития музыкального слуха - 9