Уроки музыки

Обучение музыке

Шатковский Григорий Иванович – известный педагог-новатор, разработал уникальную методику обучения музыке и раскрытия творческого потенциала личности, базирующуюся на нравственных принципах общей и музыкальной педагогики.

  Г.И.Шатковский и его последователи работают над созданием проекта «Центра творческого развития личности», в основе которого – развитие творческих способностей детей с помощью музыки, лечебной пластики, театра, литературы, живописи, музыкальной терапии в комплексном сочетании.

Всех, кто поддерживает идею автора,
кто заинтересован в создании
«Центра творческого развития личности»

просим присылать отклики и предложения по адресу:

111674, Россия, г.Москва, ул.Святоозерская, д.16, кв.41;

или по электронной почте:
gregoryshatkovsky@gmail.com

контактные телефоны:

+7 (903) 194-18-74
+7 (499) 721-70-35

Г.И. Шатковский

Все дети могут говорить на музыкальном языке, так же свободно, как на своем родном языке: заниматься гармонизацией, композицией, импровизацией.

Более того, нет такого ребенка, который бы не любил таких уроков сольфеджио.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

 

2. Принцип триединства

Знать + слышать + действовать.

 

Каждый, кто занимается музыкой, должен знать теорию музыки, должен слышать все то, что знает, должен уметь применять на практике все то, что знает и слышит [1*]. Если, к примеру, ученик не знает, сколько существует различных септаккордов, как они строятся, какие критерии лежат в основе их классификации, он не сможет определить их на слух , как бы долго и старательно ни занимался музыкой. Если ученик, допустим далее, теоретически знает септаккорды, но не слышит их, он и не споет, и не сыграет их правильно: интонирование все равно будет безграмотным и фальшивым.

 

Методический принцип триединства может быть выражен следующей формулой: ЗНАТЬ + СЛЫШАТЬ – ДЕЙСТВОВАТЬ.

 

Последний из трех компонентов приведенной формулы можно расшифровать так: играть, петь, сочинять, импровизировать, писать диктанты, анализировать на слух, критиковать и т. д.

1* Здесь и далее речь пойдет о воспитании не только профессиональных музыкантов, но и культурных, образованных слушателей, любителей музыки, способных адекватно воспринимать произведения искусства, а также умеющих свободно музицировать.

 

Обучение музыканта

В процессе обучения и воспитания музыканта следует всегда помнить и систематически пользоваться этой универсальной формулой, которая наверняка приведет и педагога и ученика к наилучшим результатам и тем самым всем прилежным откроет дорогу в Храм Музыки.

В реальной действительности нередко нарушаются принципы как общей, так и музыкальной педагогики. Не является исключением и принцип триединства, нарушения которого встречаются на каждом шагу обычно в следующих вариантах: а) не знают, не слышат, но играют ; б) не знают, не слышат, но теоретизируют ; в) не знают, не слышат, но сочиняют.

 

Урок музыки в одной школе

Причем если в музыкальных учебных заведениях все эти варианты бытуют порознь (либо первый, либо второй, либо третий), то в общеобразовательных школах – целый букет их сочетания: и не знают, и не слышат, и не играют, а уж о сочинении музыки и говорить не приходится!

Мне доводилось бывать на уроках музыки в одной из московских школ. Учитель играет на расстроенном инструменте , на котором при всем желании нельзя извлечь ни одного живого звука . Затем ставит давно «заезженную» пластинку : гул, грохот, треск , дребезжание – все слилось в общем сплошном потоке шума, И пока пластинка крутится, преподаватель громким голосом (ведь надо же перекричать шум !) поясняет: «Вот экспозиция , это – главная партия, это – побочная , а вот – пошла разработка».

Но, как оказалось, главное было еще впереди – когда началось обсуждение «прослушанной музыки», Ученики, перебивая друг друга, смело и уверенно высказывались о «трех китах», о «жанровых признаках». Просто поразительно, как бойко они говорили о музыке, им совершенно непонятной! Они ведь не могут отличить мажор от минора, двудольный размер от трехдольного, а туда же: « Песенность, танцевальность, маршевость... » Не на таких ли уроках, не из таких ли учеников вырастают невежды-конформисты, которые хотя и ничего не знают, ничего не понимают, но агрессивно-бойко критикуют всех и вся?

 

Любовь к музыке

Между тем из тех же детей можно было воспитать совершенно других людей – действительно знающих, понимающих и любящих музыку, если бы, соблюдая принцип триединства, «пропустить» их через разные виды музыкальной деятельности (пение, игру, сочинение, импровизацию). А пытаться привить любовь к музыке через говорение – это такая же глупость, как пытаться обедать по телефону. Вне музыкальной деятельности никакие музыкальные способности не могут ни появиться, ни развиться – это аксиома.

 

Воспитание талантливого человека

Главное богатство каждого народа – талантливые люди. И чем больше талантливых людей, тем выше уровень материальной и духовной жизни общества. Талантливые ученые, поэты, музыканты, строители, земледельцы, юристы, врачи, воспитатели, организаторы – все они вырастают из педагогики. Вот почему так важно строить свою работу профессионально грамотно, для чего необходимо, кроме всего прочего, знать, понимать, соблюдать основные принципы педагогики , из которых первым и важнейшим является принцип соотношения цели и средств.

 


9 принципов системы развития музыкального слуха:

Принцип Синтеза Принцип синтеза Методика развития музыкального слуха - 1
Принцип Триединства Принцип триединства Методика развития музыкального слуха - 2
Принцип соотношения цели и средств Принцип соотношения цели и средств Методика развития музыкального слуха - 3
Принцип сотрудничества Принцип сотрудничества Методика развития музыкального слуха - 4
Принцип контакта Принцип контакта Методика развития музыкального слуха - 5
Принцип повторения Принцип повторения Методика развития музыкального слуха - 6
Принцип количества Принцип количества Методика развития музыкального слуха - 7
Принцип дифференцированного подхода Принцип дифференцированного подхода Методика развития музыкального слуха - 8
Принцип доступности Принцип доступности Методика развития музыкального слуха - 9