Воспитание Человека через музыку

Шатковский Григорий Иванович – известный педагог-новатор, разработал уникальную методику обучения музыке и раскрытия творческого потенциала личности, базирующуюся на нравственных принципах общей и музыкальной педагогики.

  Г.И.Шатковский и его последователи работают над созданием проекта «Центра творческого развития личности», в основе которого – развитие творческих способностей детей с помощью музыки, лечебной пластики, театра, литературы, живописи, музыкальной терапии в комплексном сочетании.

Всех, кто поддерживает идею автора,
кто заинтересован в создании
«Центра творческого развития личности»

просим присылать отклики и предложения по адресу:

111674, Россия, г.Москва, ул.Святоозерская, д.16, кв.41;

или по электронной почте:
gregoryshatkovsky@gmail.com

контактные телефоны:

+7 (903) 194-18-74
+7 (499) 721-70-35

Г.И. Шатковский

Все дети могут говорить на музыкальном языке, так же свободно, как на своем родном языке: заниматься гармонизацией, композицией, импровизацией.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

 

3. Принцип соотношения цели и средств

 

Воспитание Человека.

В педагогике у каждого учителя должна быть абсолютная ясность: где средства, а где цель.

Главная цель и главная задача всех педагогов одна и та же – воспитание Человека, у которого налицо ярко выраженная инди­видуальность, большой ум , большая душа, большая сила духа. Все эти компоненты, вместе взятые, и составляют ядро личности прекрасного Человека. При отсутствии любого из них назвать человека прекрасным мы никак не сможем.

Что касается средств, то их много и у всех они разные: у одного – физика, у другого – музыка, у третьего – философия и т, д.

Однако любой отдельно взятый предмет следует рассматривать только как часть целого – как одно из средств воспитания Человека. Только тогда деятельность педагога будет максимально плодотворной в профессиональном (специальном) и максимально благотворной в интеллектуально-духовном плане.

Принцип соотношения цели и средств нередко нарушается, что является следствием фетишизации отдельно взятого предмета. Значение того или другого предмета преувеличивается, непомерно раздувается, и тогда средство становится целью; отсюда – прямая дорога к фанатизму: «Главное – мой предмет!» Если я, скажем, математик, то: «Превыше всего – математика!» Если же я химик, то: «Нет ничего важнее химии».

Я знаю хормейстера, разработавшего оригинальную методику вокального воспитания, который так прямо и утверждает: «Если ты поешь, то ты – человек , а если не поешь, ты – не человек !» Оказывается, как легко, как просто быть человеком! Как будто не бывает на свете поющих мерзавцев.

 

Кого можно назвать прекрасным человеком ?

В своем замечательном фильме «Покаяние» Т. Абуладзе показал образ такого злодея, который и в живописи знает толк, и с умилением читает сонеты Шекспира. А какой голос у этого Варлама Аравидзе – даже голосище! И ведь как поет, как заливается соловьем! Но разве можно назвать его ... человеком?

И с другой стороны – академик А. Д. Сахаров. Какой же он «певец»? И все-таки, несмотря на это, он был и останется одним из самых прекрасных людей на земле. Да и среди музыкантов: ни Бетховен, ни Шопен, ни Шостакович (список длинный!), как известно, не пели. И что же, теперь они... « не человеки

Никто не станет спорить, надо любить свою профессию, а иначе не стоило бы и браться за дело! – надо увлекать и заражать детей любовью к своему предмету, только не надо быть фанатиком.

 

«Зачем же стулья ломать?»

Иначе получится как по Гоголю: «То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать ?..» [2*]

 

Не будем же «ломать стулья» и в данном случае. А на вопрос, чей предмет важнее, ответим так: «Все предметы хороши лишь в их совокупности и в той мере, в какой они помогают детям стать умнее, добрее, сильнее»

 

2* Гоголь Н В Ревизор//Собр соч. в 6-ти т . М., 1952, т. 4, с 15

 


9 принципов системы развития музыкального слуха:

Принцип Синтеза Принцип синтеза Методика развития музыкального слуха - 1
Принцип Триединства Принцип триединства Методика развития музыкального слуха - 2
Принцип соотношения цели и средств Принцип соотношения цели и средств Методика развития музыкального слуха - 3
Принцип сотрудничества Принцип сотрудничества Методика развития музыкального слуха - 4
Принцип контакта Принцип контакта Методика развития музыкального слуха - 5
Принцип повторения Принцип повторения Методика развития музыкального слуха - 6
Принцип количества Принцип количества Методика развития музыкального слуха - 7
Принцип дифференцированного подхода Принцип дифференцированного подхода Методика развития музыкального слуха - 8
Принцип доступности Принцип доступности Методика развития музыкального слуха - 9