Методика Шатковского
 

Уроки
сольфеджио

Обучение музыке

ШатковскийШатковский Григорий Иванович – известный педагог-новатор, разработал уникальную методику обучения музыке и раскрытия творческого потенциала личности, базирующуюся на нравственных принципах общей и музыкальной педагогики.

 Центр Творческого Развития Личности Г.И.Шатковский и его последователи работают над созданием проекта «Центра творческого развития личности», в основе которого – развитие творческих способностей детей с помощью музыки, лечебной пластики, театра, литературы, живописи, музыкальной терапии в комплексном сочетании.

Всех, кто поддерживает идею автора,
кто заинтересован в создании
«Центра творческого развития личности»

просим присылать отклики и предложения по адресу:

111674, Россия, г.Москва, ул.Святоозерская, д.16, кв.41;

или по электронной почте:
gregoryshatkovsky@gmail.com

контактные телефоны:

+7 (903) 194-18-74
+7 (499) 721-70-35

Г.И. Шатковский

Все дети могут говорить на музыкальном языке, так же свободно, как на своем родном языке: заниматься гармонизацией, композицией, импровизацией.


Григорий Иванович Шатковский

Шатковский Г.И.Григорий Иванович Шатковский - автор системы интенсивного развития музыкального слуха и творческих способностей. В основе метода лежит убеждение, что все дети талантливы, способны освоить музыкальный язык и "говорить" на нем так же свободно, как все дети могут свободно говорить и писать на своем родном языке. С 1979 до 2010г. Григорий Иванович работал в РАМ им. Гнесиных, передавая свой уникальный педагогический опыт студентам и педагогам на факультете повышения квалификации. Среди его учеников известные в нашей стране и за рубежом музыканты: Артем Васильев, Святослав Липс, Юрий Богданов, Петр Айду, Мария Потоцкая, Алла Кессельман, Елена Лангер, Виктория Борисова, Екатерина Купровская-Денисова, Татьяна Шатковская- Айзенберг, Анна Шатковская и др.

Г.И.Шатковский - автор монографии "Развитие музыкального слуха"(Москва-1996,2010,2013г.), методических пособий "Сочинение и импровизация мелодий"(Москва, 1989), "Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования"(Москва, 1986),"Лад"(Омск, 1992г.), статьи в сборниках Школа-Училище-Вуз (Владивосток,1988), Проблемы развития системы музыкального образования(Москва, 1986),Современные тенденции в организации высшего музыкального образования (Москва, 1987), Как учить музыке одаренных детей (Москва, 2010).

Из статьи Г.И. Шатковского

Развитие слуха – это самое важное. Р.Шуман


Мне приходилось проводить семинарские занятия с педагогами разных городов – от Норильска до Ашхабада, от Южно-Сахалинска до Калининграда. Во время этих занятий, длившихся от нескольких дней до трех-четырех недель, ежедневно я давал открытые уроки с учениками местных музыкальных школ. Так появилась возможность получить «из первых рук'' представление о том, что знают и как слышат дети. Повсюду наблюдалась типичная картина: абсолютное большинство учащихся – за исключением единиц – и мало знают, и плохо слышат.

Стремясь помочь педагогам в их многотрудной, но очень важной и нужной работе, я подробно рассказывал и показывал на открытых уроках, как и каким образом развивается музыкальный слух, Мне казалось, что стоит дать педагогам систему и методику развития слуха в их органическом сочетании, как дела в этой области пойдут успешно. Однако через определенное время приезжая в те же города повторно, я с удивлением замечал ту же картину, что и раньше: дети по-прежнему не слышат. Возникала мысль: система виновата. Но тут же зарождалось и сомнение: если бы все дело было только в системе, то при всем старании успехов не было бы ни у кого. А между тем и у меня, и у коллег, работающих по аналогичной системе, дети слышат. Значит, дело в чем-то другом? В чем же?


Ученицы ШатковскогоВероятно, причин здесь немало. Одна из них в том, что многие родители и даже педагоги полагают: не всем дано слышать. Я же убедился в обратном, работая не только в музыкальных учебных заведениях, где есть отбор детей по способностям, но и в общеобразовательных школах Москвы (№ 600, № 813, № 407), в гимназиях (экономико-математической № 1512, гуманитарной № 1504), в детских садах (№ 51, № 868, № 509) – там, где нет никакого отбора детей по музыкальным данным. Многолетний опыт работы показывает:

все дети могут слышать

точно так же, как все они могут читать и писать. (Хотя, между прочим, были времена, когда люди тоже искренне заблуждались, полагая, что читать и писать могут не все, а лишь наиболее способные. Сегодня, как видим, все читают, все пишут, и никто этому не удивляется: нормальное явление – так и должно быть.)


Уроки Музыки ШатковскогоДругая причина состоит в том, что педагоги нередко подходят к вопросам развития слуха только с чисто музыкальной стороны, помимо воли, нарушая при этом методические принципы как общей, так и частной педагогики. Происходит это, скорее всего, неосознанно. Просто считается, что главное – те или иные технические приемы развития слуха, все же остальное – необязательная роскошь. Но в педагогике никакие, хотя бы даже и сверхгениальные, приемы сами по себе не срабатывают, если они не опираются на важнейшие принципы методики и системы.

Если, скажем, при освоении наклонения лада ребенок сидит за партой неподвижно, то едва ли он поймет, что такое наклонение лада и чем отличается мажор от минора, потому что здесь нарушается принцип движения.

Если же ребенок стоит у инструмента и, подняв глаза и руки к небесам, восторженно поет простую, но красивую и торжественную, как гимн, мелодию на слова: «Какой светлый день!» – он наверняка поймет и мгновенно почувствует мажорность лада, потому что соответствующие телесные движения позволяют ему войти в нужный образ, в нужное настроение. В этом случае он воспринимает музыку не только умом, но и душой, всем телом, всем своим существом.

Так же и в миноре. Если ребенок на слова «Ночка темная» споет печальную мелодию, опустив голову к земле и закрыв глаза, он скорее поймет и почувствует минорность лада.

Действие методических принципов может быть одновременным – синхронным, но может быть и разновременным – асинхронным. В данном примере действуют: принцип движения, принцип сравнения, принцип доступности, принцип триединства, а если дело происходит на втором, третьем, пятом, десятом уроке, то еще – и принцип повторности.

Об Уроках МузыкиИгнорирование или нарушение методических принципов приводит к работе бессистемной, поэтому при максимальных затратах сил и времени получаются минимальные результаты, как говорится, «гора родит мышь».


9 принципов системы развития музыкального слуха:

Уроки музыки - принцип синтезаПринцип СИНТЕЗА

Полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься музыкой комплексно: одновременно и теорией, и исполнительством, и композицией. Эти три вида музыкальной ... подробнее Принцип синтеза в уроках музыки

Уроки музыки - принцип триединстваПринцип ТРИЕДИНСТВА

Каждый, кто занимается музыкой, должен знать теорию музы­ки, должен слышать все то, что знает, должен уметь применять на практике все то, что знает и слышит ... подробнее Принцип триединства в уроках музыки

Уроки музыки - принцип соотношения цели и средствПринцип СООТНОШЕНИЯ ЦЕЛИ И СРЕДСТВ

В педагогике у каждого учителя должна быть абсолютная ясность: где средства, а где цель. Главная цель и главная задача всех педагогов одна и та же – воспитание Человека, у которого налицо ярко выраженная индивидуальность, большой ум ... подробнее Педагогика - урок музыки

Уроки музыки - принцип сотрудничестваПринцип СОТРУДНИЧЕСТВА

С первых же шагов обучения между педагогом и учениками устанавливаются самые искренние и добрые отношения. Педагог и ученики – единомышленники, сотрудники: они совместно трудятся во имя поставленной цели – стать Человеком. При первой же встрече ... подробнее

Уроки музыки - принцип контактаПринцип КОНТАКТА

Из многолетнего опыта педагогической работы я знаю, что один из важнейших принципов в работе с детьми – принцип контакта. Прежде чем приступить к изложению материала, педагог должен настроить детей на волну восприятия, сосредоточить их внимание, направить глаза ... подробнее Принцип контакта по Методике Шатковского

Уроки музыки - принцип Повторения Принцип ПОВТОРЕНИЯ

Повторение – один из важнейших методических принципов. Без повторения процесс обучения ни в какой области не может быть успешным. Недаром с давних пор уже заметили: «Повторение – мать учения». Повторяется буквально все: то, что было на данном уроке, на прошлом, на ... подробнее Принип повторения в уроках музыки

Уроки музыки - принцип количестваПринцип КОЛИЧЕСТВА

Для профессиональной культуры музыканта совершенно необходима база – большое количество исполняемых произведений. Каждый музыкант должен держать в памяти (и в пальцах) сотни произведений; только тогда у него есть потенциальная возможность подняться качественно на ... подробнее Принцип количества в уроках музыки

Уроки музыки - принцип диффер.подходаПринцип ДИФФЕР. ПОДХОДА

При изложении материала необходимо учитывать также и различие детей – для того, чтобы найти к каждому свой подход, свой ключ. Дети отличаются друг от друга по многим признакам: но возрасту, уровню развития, темпераменту, характеру и т. п. И все это ... подробнее Методика Шатковского - принципы обучения музыке

Уроки музыки - принцип ДоступностиПринцип ДОСТУПНОСТИ

Для профессиональной культуры музыканта совершенно необходима база – большое количество исполняемых произведений. Каждый музыкант должен держать в памяти (и в пальцах) сотни произведений; только тогда у него есть потенциальная возможность подняться качественно на другую высоту. Кто играет много, может играть и ... подробнее Принцип доступности при обучении музыке

Принцип Синтеза Принцип синтеза Методика развития музыкального слуха - 1
Принцип Триединства Принцип триединства Методика развития музыкального слуха - 2
Принцип соотношения цели и средств Принцип соотношения цели и средств Методика развития музыкального слуха - 3
Принцип сотрудничества Принцип сотрудничества Методика развития музыкального слуха - 4
Принцип контакта Принцип контакта Методика развития музыкального слуха - 5
Принцип повторения Принцип повторения Методика развития музыкального слуха - 6
Принцип количества Принцип количества Методика развития музыкального слуха - 7
Принцип дифференцированного подхода Принцип диффер. подхода Методика развития музыкального слуха - 8
Принцип доступности Принцип доступности Методика развития музыкального слуха - 9

 

Ученик Шатковского